«Не лучшая, но и не худшая литература о креативности, которую я когда-то читала»

Елена Брагина

 

Возьмите немного воображения, добавьте креативности, не забудьте про инновации и, конечно, предпринимательство! Все, это что нужно для того, чтобы …

…А для чего это нужно, вам и предстоит узнать из книг профессора предпринимательства Стэнфордского университета Тины Силиг (Tina Seelig).

Я прочитала книгу («Разрыв шаблона») и статьи Тины, послушала подкасты, увидела ее выступления и интервью на Youtube, услышала мнения о ее творчестве, чтобы сегодня:

  1. рассказать вам о Тине и ее деятельности;
  2. поделиться своими впечатлениями от книги «Разрыв шаблона»;
  3. дать какие-то полезные рекомендации.

1. Что мы знаем о Силиг:

Имя: Тина Силиг (Tina Seelig)

Место работы: Стэндфордский университет, профессор Департамента науки и инжиниринга (MS&E), управляющий директор и соучредител программы Stanford Technology Ventures (STVP)

Возраст: 51

Место рождения: Филадельфия

Образование: Ph.D., нейробиология, Стандфордская школа медицины

Предыдущие места работы: ученый, предприниматель, инженер (мультимедиа), автор

Семейное положение: замужем, есть сын

Место жительства: Калифорния, США

Интересы: туризм, рисование, кулинария

 

Интересные факты

1. Раньше Тина работала инженером в компьютерной корпорации Compaq и консультировала крупную консалтинговую фирму Booz Allen Hamilton.

2. С 2001 года Силиг совместно с Дэвидом Келли преподает популярный творческий инновационный курс в Институте дизайна Стэнфорда (The Hasso Plattner Institute of Design at Stanford или «d.school»).

3. На русский язык переведены 2 книги Силиг: What I Wish I Knew When I Was 20: A Crash Course on Making Your Place in the World («Почему никто не рассказал мне это в 20? Интенсив по поиску себя в этом мире») и InGenius (т.н. «Разрыв шаблона»).

У Тины есть еще 2 известные бизнес-книги — Creativity Rules: Get Ideas Out of Your Head and into the World, Insight Out: Get Ideas Out of Your Head and Into the World (2015).

4. Тина придумала Изобретательский цикл2, состоящий из таких элементов как воображение, креативность и инновации. Воображение предполагает вещи, которых не существует. Творчество применяет воображение для решения проблем. Инновации используют креативность для разработки уникальных решений. Предпринимательство вносит инновации в мир.

5. Ее знаменитая «Пятидолларовая задача», которая используется на курсах креативности по всему миру, состоит в следующем: студентам выдается 5 долларов или несколько простых предметов типа бутылки с водой, резинок или канцелярского мусора, затем за несколько часов их попросят создать из розданного материала максимально возможную ценность — значение этой ценности, определяется учащимися.

6. Помимо бизнес-литературы Тина пишет научно-популярные книги (их у нее более 17-ти), в т.ч. «Эпикурейская лаборатория» (The Epicurean Laboratory) и «Невероятная съедобная наука» (Incredible Edible Science).

7. Она является лауреатом премии Гордона Национальной инженерной академии 2009 года, премии за инновации Olympus (2008) и премии Visionary от Silicon Valley. И не только.

8. Ее сын в детстве интересовался магией и собирал бейсбольные карточки. Именно они и вдохновили Тину разработать серию игр под названием «Игры для Твоего Ума».

9. Тина ведет блог на medium.com3 о креативности. В своих классах, как в Стэнфорде, так и в Интернете, она тестирует и учит прорывным техникам инновационного мышления каждого, кому это нужно — от художников до предпринимателей.

10. Она любит Twitter и регулярно пишет о стартапах (читайте, ее пост “Startup Love: An article I wrote for eHarmony about the parallels between starting a company and a new romance.”)

А вот и сама Тина. Рассказывает о своем Краш курсе по креативности

2. Почему мне «не порвало шаблон»

Книгу «Разрыв шаблона» (или InGenius) я купила пару лет назад, когда обучалась на программе MBA и жаждала узнать что-нибудь «этакое», чего раньше не знала про предпринимательство в себе и про себя в предпринимательстве. На тот момент я уже несколько лет как стала независимым научным консультантом и пыталась найти интересные бизнес-решения для развития бизнеса. Консалтинг и креативность – вещи неразрывные, поэтому, когда я случайно нашла среди сочинений о бизнесе книгу Силиг, я решила ее купить.

Меня немного смутила ее цена — больше 700 рублей (и это со скидкой). Честно признаюсь, что за такие деньги ждешь от автора не просто мудрости предпринимательской, а «откровений», тем более, что Тина грозилась поразить меня «различными методами и техниками, развивающими наблюдательность и умение смотреть на привычные вещи под новым углом».

Перед покупкой мне удалось ознакомиться с обзорами книги Силиг, которые есть в Интернете. Мне стало интересно. Кроме того, во-первых, я люблю бумажные книги, а, во-вторых, меня подкупило, что Тина не просто рядовой автор бизнес-литературы, а профессор Стэндфордского университета, нейробиолог. «Кому как не нейробиологам писать толковые книги о креативности» — подумала я и купила книгу.

Что вы точно найдете в книге

Основная идея книги Тины, вокруг которой все вертится – «Генератор инноваций», который состоит из разных факторов вкупе работающих на развитие творческих возможностей. Эти факторы:

  1. знания обеспечивают топливо для вашего воображения
  2. воображение – катализатор для превращения знаний в новые идеи
  3. отношение – искра, приводящая в движение ваш генератор инноваций
  4. ресурсы – все активы нашего сообщества
  5. среда обитания – окружающая обстановка
  6. культура – коллективные верования, ценности, правила поведения в нашем сообществе

Сразу предупредив нас о сложности устройства этого генератора, Тина в 11 главах книги (на 190 страницах) пытается объяснить нам порядок его работы.

Все идеи книги Силиг (и, как оказалось ее статей) можно обобщить следующим образом:

  • чтобы быть креативным, нужно тренироваться;
  • чтобы решить проблему, можно и нужно ее изменить;

5 + 5 = 10 можно перефразировать как ___ + ___ = 10, что обеспечивает бесконечные возможности. Тина любит приводить цитату Эйнштейна: «Если бы у меня был час, чтобы решить проблему, я потратил бы 55 минут на ее создание». Она с Эйнштейном в этом согласна, что уже радует.

  • нужно задавать правильные вопросы;
  • продолжайте отвечать на вызовы окружающей среды, не останавливайтесь на очевидных (первых) ответах на вопрос – думайте еще;
  • комбинируйте несовместимые вещи, понятия, если что-то пойдет не так, исправьте это;
  • учитесь и будьте более наблюдательным;
  • стремитесь к нахождению в среде, которая стимулирует творческое мышление;
  • используйте любые данные вместо того, чтобы просто двигаться дальше.

Кроме этого, в книге в изобилии присутствуют различные «истории, которые спровоцировали разработку инструментов и техник, направленных на рост творческого потенциала». В книге Тина много рассказывает о случаях из ее преподавательской практики, приводит некоторые концепции (психология, нейробиология), которые помогают нам понять, почему нужно «творить именно так, а не иначе», а также общеизвестные факты из деятельности инновационных (высокотехнологичных) компаний (в основном американских) – особенности их инновационного процесса, организации рабочего пространства и т.д. и т.п.

Чего вы не найдете в книге

Чего совсем мало в книге, так это заявленных «инструментов и техник» развития творческих способностей. Прочитав книгу от «корки до корки», я кроме аналогии, рефлексии, наблюдения, ТРИЗ, нашла только методику проведения «Мозгового штурма», которая расписана довольно подробно, но таких рекомендаций в Сети итак много. Не скажу, что это сильно плохо. Это просто совсем не то, что я ожидала.

Как оказалось, такое же легкое разочарование испытали многие читатели, которые приобрели книгу Силиг, например, на goodreads.com4. Не только я ждала большего.

Видимо мы все немного устали от «креативности как панацеи» для решения всех проблем. Разговоры о творчестве и инновациях уже набили оскомину. Поэтому от профессора Стэндфордского университета я ждала не концепций, а реальных практических советов.

Каких? Да, хотя бы пошаговых инструкций: «Как развить творческое воображение за 60 дней». Аналогичные инструкции к слову уже давно разработаны учеными, которые изучают человеческие привычки.

Забавно, но читая рекомендации Тины сегодня, я вспомнила фильм «Чего хотят женщины». Тот эпизод, когда герой Мэла Гибсона пытается «думать, как женщина», берет в руки помаду и начинает вертеть ей в воздухе, размышляя о новой рекламе спортивной одежды. Он напрягает воображение, перебирает идеи одну за одной, и … все, что он придумывает – таитянку, которая стоит под водопадом. В итоге, посмотреть на мир под другим углом, его заставил только удар током. И даже после этого он просто «спер» идею у своей начальницы:) Вы поняли мою мысль. Да?

Так что шаблон мне книга не порвала, однако, что уже неплохо, заставила задуматься о той среде, в которой я работаю, повесить еще одну картинку на стену и наконец записать несколько новых идей о развитии бизнеса.

Мой генератор инноваций все еще ждет своего запуска. Поищем новых идей. Шоковую терапию не предлагать! 🙂

 

3. Кому стоит (или не стоит) покупать книгу Разрыв шаблона

Обязательно покупайте книгу Тины, если

  • вы любите бумажные книги и вам нужно провести пару часов в ожидании (в дороге) с пользой дела…
  • вы интересуетесь тем, как учат на курсах креативности в Стэнфорде и в Калифорнийском университете в Беркли…
  • вы ничего не знаете о концепциях креативности и у вас отключили Интернет (на год), поэтому вы не можете почитать статьи Тины на эту тему…
  • вы очень впечатлительный товарищ по жизни, который ждет от этой книги только мотивационного пинка под зад и больше ничего особенного…

Иначе не тратьте деньги. Им можно придумать другое более достойное применение.