Для получения практически всех видов услуг потребителям требуется подождать своей очереди. Хотя ожидание – естественная часть этого процесса, оно нас всех очень раздражает. Использование виртуальных очередей – один из новых способов сделать процесс ожидания незаметным для потребителя.
Компания «Дисней» – это лидер в развитии систем управления очередями, позволяющих потребителям участвовать в других мероприятиях, пока они дожидаются назначенного срока. В прошлом системы управления очередями были смоделированы и изучались как средство сведения к минимуму негативных аспектов ожидания получения желаемого. Однако в современной сфере услуг эта технология используется для создания целевых аудиторий посредством виртуальной очереди. Компании, специализирующиеся на оказании услуг, теперь располагают мощным средством для развития стратегического кобрендинга.
В этом небольшом бизнес-кейсе Humber расскажет о технологии компании «Дисней» для улучшенного формирования очередей – FASTPASS™. Стратегии для кобрендинговых услуг обсуждаются как возможность для увеличения объемов продаж и прибыли.
Причина возникновения очередей
Начнем с того, что многие неправильно понимают причину возникновения очереди. Бытует мнение, что очереди появляются только потому, что сотрудникам приходится выполнять слишком много работы. Однако очереди формируются и там, где присутствует достаточное количество персонала для выполнения всех поставленных задач. Поэтому можно сделать вывод о том, что есть основные правила появления очередей, сформированных Меттерсом и др. (2006):
Правило №1. Очереди образуются даже тогда, когда общая рабочая нагрузка меньше, чем общая мощность.
Правило №2. Очереди не связаны с мощностью напрямую.
Характеристики очереди – это не просто набор цифр, который нужно обработать. Ожидание в очередях относится к управлению двумя важными аспектами обслуживания потребителей: как долго люди ждут на самом деле и насколько длительным им кажется ожидание. Маркетинговому и производственному отделам необходимо совместно решать эту проблему при помощи количественных методов, а также управления психологическими компонентами ожидания.
Система бронирования билетов в компании «Дисней»
Менеджеры компании «Дисней» давно поняли силу негативного влияния времени ожидания в очереди на доходы компании. Столкнувшись с тем, что каждую минуту, проведенную в очереди, потребитель не приносит дохода, они постарались оптимизировать прибыль, балансируя между затратами на производительность обслуживания и на результат нехватки производительности обслуживания потребителей так, чтобы они получили удовлетворение от процесса получения услуги.
На управленческом уровне обсуждались следующие важные аспекты:
-
Анализ спроса показал, что проходная способность аттракционов обычно полностью зарезервирована до 11:00 утра, а это означает, что более поздние потребители (внесшие полную оплату) не получат доступа к наиболее популярным достопримечательностям.
-
Причиной неожиданных перерывов в обслуживания без возможности компенсации могут стать погодные условия.
-
Нет возможности обеспечить постоянную и предсказуемую пропускную способность для всех аттракционов из-за недостатков техобслуживания.
-
Невозможно удовлетворить потребителей, которые не смогли прийти или опоздали, за счет создания избыточного объема пропускной способности.
Решение в виде виртуальной очереди: FASTPASS™
Несмотря на свои опасения, менеджеры компании «Дисней» приступили к разработке системы бронирования билетов на аттракционы парка. Понятно, что стратегия ожидания в виртуальной очереди избавляет посетителей от необходимости реально простаивать в длинном хвосте. Занимая место в виртуальной очереди, гости парка получают возможность участвовать в других мероприятиях, полезно и приятно отдыхать в ожидании своего времени. Новая система фактически ликвидировала ожидание, а также восприятие ожидания получения услуги.
Впервые данная система была испытана компанией «Дисней» в 1998 году. Руководители оценили новшество при помощи опроса посетителей. Результаты оказались позитивными, выяснилось, что люди провели гораздо меньше времени в очередях, траты в среднем на человека выросли, и гости успели посетить значительно больше аттракционов. Разумеется, увеличилась степень удовлетворенности.
Система была расширена в последующие годы, чтобы включить пять самых популярных достопримечательностей парка, и получила название FASTPASS™. Со временем ее ввели в тематических парках компании «Дисней» по всему миру, в настоящее время этой системой пользуются более 50 миллионов человек в год.
Важная особенность FASTPASSTM заключается в том, что, подходя к аттракциону, включенному в систему, посетители могут выбрать один из двух вариантов:
-
Получить билет FASTPASS™ и вернуться к назначенному времени;
-
Постоять в традиционной очереди.
Чтобы помочь гостям принять правильное решение, их информируют об ожидаемом времени для обоих вариантов. Поэтому они могут либо стоять в традиционной очереди, либо взять билет FASTPASS™ и вернуться позднее, чтобы пройти на аттракцион сразу или с небольшой задержкой. Опубликованные сроки ожидания также служат для саморегуляции и стабилизации системы.
Чтобы обеспечить максимальный комфорт для ожидающих своего срока гостей, которые могут потратить высвободившееся время на то, что им нравится, проектировщики системы FASTPASS™ сделали ее гибкой. После того как время определено и сообщено гостю, билет будет действовать еще час сверх назначенного срока, создавая для посетителя дополнительные возможности.
Ключевая особенность системы FASTPASS™ – выбор. Взглянув на очередь, человек сам решает, стоять в ней или отправиться пока в другое место. Менеджеры компании «Дисней» знали о саморегуляции очередей, но были озадачены тем, что некоторые посетители выбирают традиционное ожидание. Вскоре выяснилось: те, кто ждал в очереди, часто оказывались обладателями билетов FASTPASS™ на другой аттракцион.
Цитата: Таким образом, система позволяет людям побывать на двух аттракционах, тогда как раньше они посетили бы всего один.
Способы получения дохода в компании «Дисней»
Менеджеры компании «Дисней» понимали, что каждая минута, проведенная посетителем в очереди, – это упущенные доходы. Поэтому для них было очень важно оценить каждый промежуток ожидания с точки зрения максимизации доходов и обеспечить оптимальный баланс между затратами на пропускную способность и на отсутствие достаточного потенциала для обслуживания потребителей в тот момент, когда они обращаются за услугой.
Для отражения успеха системы FASTPASS™ компании «Дисней» мы выбрали четыре аттракциона с Е-билетами для анализа их потенциальной возможности приносить дополнительный доход. В таблице 1 перечислены аттракционы и их приблизительная пропускная способность в час.
Таблица 1 — Приблизительная пропускная способность в час для нашего примера
(данные взяты с сайтов www.themeparkinsider.com и www.ultimateorlando.com)
Премиум-аттракцион |
Приблизительная пропускная способность |
«Пираты Карибского моря» (MK) |
2500 |
«Дом с привидениями» (MK) |
3200 |
«Космическая гора» (MK) |
3400 |
«Вверх» (EPCOT) |
1050 |
Итого |
10 150 |
Спрос на эти достопримечательности меняется ежедневно, еженедельно, ежемесячно и по сезонам. Кроме того, существуют затраты времени на настройку оборудования и простой между сеансами. В таблице 2 представлен рейтинг (детерминестический) пропускной способности на основе факторов загрузки спроса. Также в ней указано количество посетителей с перемещенным временем ожидания, рассчитанным системой виртуальной очереди, благодаря чему потребители могут посетить два аттракциона, в то время как ранее они могли побывать только на одном.
Таблица 2 — Посетители с перемещенным временем ожидания по рейтингу пропускной способности по выборке
Условия посещения |
70%-ная проп. способность |
80%-ная проп. способность |
90%-ная проп. способность |
100%-ная проп. способность |
Зарегистрированные посетители |
7105,0 |
8120,0 |
9135,0 |
10 150,0 |
Посетители с 50%-ным перемещенным временем ожидания |
3552,5 |
4060,0 |
4567,5 |
5075,0 |
Основываясь на данных о перемещенном времени ожидания в таблице 3 указаны оценки дополнительной прибыли в час, которую менеджеры компании «Дисней» планировали с учетом заранее определенного уровня дополнительных расходов посетителей.
Таблица 3 — Детерминированные оценки дополнительного дохода по выборке, основанные на оценке рейтинга пропускной способности
Дополнительные расходы, долл. США |
70% доходности, долл. США |
80% доходности, долл. США |
90% доходности, долл. США |
100% доход- ности, долл. США |
5,00 |
17 762,50 |
20 300,00 |
22 837,50 |
25 375,00 |
10,00 |
35 525,00 |
40 600,00 |
45 675,00 |
50 750,00 |
15,00 |
53 287,50 |
60 900,00 |
68 512,50 |
76 125,00 |
20,00 |
71 050,00 |
81 200,00 |
91 350,00 |
101 500,00 |
Кобрендинг
Кобрендинг – это полезная стратегия, при которой сочетание марок повышает престиж или ощущаемую ценность товара или когда он приносит пользу владельцам бренда и его потребителям. Комбинация двух брендов обычно обеспечивает восприятие бренда как более надежного с точки зрения качества продукции по сравнению с монофирменной, приводит к повышению оценки продукта, дифференциации в конкурентной среде и премиум-ценам (Рао и др., 1999). Кроме того, этот метод используется для усиления присутствия компании на рынках, где она занимает малую или нулевую долю (Хельмиг и др., 2007).
Опыт показывает, что существуют два основных варианта кобрендинга: горизонтальный и вертикальный (Десаи и Келлер, 2002).
Цели компаний по кобрендингу продукции исследовали Симонин и Рут (1998). Результаты показали, что компании ожидают следующего:
-
Способность увеличить экономический успех кобрендингового продукта;
-
Обеспечение положительных сторонних эффектов для брендов-партнеров.
Стратегический кобрендинг в сфере услуг
Поскольку большинство компаний в сфере услуг соединяют свои продукты, основываясь на взаимодополняющих (горизонтальных) характеристиках, компания «Дисней» демонстрирует, что услуги, объединенные посредством общих очередей, могут увеличить удовлетворение услугой, а также способствовать росту дохода. Именно с этих позиций мы попытаемся продемонстрировать, что кобрендинговые услуги, основанные на характеристиках очередности, особенно в отношении очередей с системами бронирования, могут повысить производительность бизнеса. Однако улучшения, предлагаемые компанией «Дисней», одномерны. В работе Диксона и др. (2005) не было отмечено, что большинство из очередей в парках «Дисней» имеют постоянное время обслуживания – тип M/D/1 или M/D/2. За пределами парка развлечений большинство очередей имеют весьма вероятностные сроки обслуживания, которые труднее предсказать. В связи с этим мы предлагаем стратегии для сопряжения услуг, основываясь на типе очереди и времени обслуживания, которые будут постоянными либо вероятностными величинами. Стратегии для сопряжения указаны в таблице 4.
Таблица — Стратегии очередности по условиям оказания услуги и типу очереди для расширения использования
Условия услуги |
Стратегия одноканальной многоэтапной системы |
Стратегия многоканальной многоэтапной системы |
На обоих этапах время обслуживания постоянно. |
Предлагается система бронирования для этапа с самым долгим временем обслуживания и традиционная очередь для этапа с более коротким сроком обслуживания. Если обе фазы имеют равное время обслуживания, будет предложено резервирование для обоих этапов. |
Для этой системы независимо от времени обслуживания предлагаются две системы бронирования. |
Первый этап – с постоянным временем обслуживания, второй – с вероятностным. |
Предлагается система бронирования для этапа с постоянным временем обслуживания и традиционная очередь для этапа с вероятностным временем обслуживания. |
Предлагается система бронирования для этапа с постоянным временем обслуживания и традиционная очередь для этапа с вероятностным временем обслуживания. |
Оба этапа имеют вероятностное время обслуживания. |
Система бронирования не предлагается. |
Предлагается система частичного бронирования. Бронирование возможно по крайней мере для одного канала этапа с самым долгим временем обслуживания. |
Подытожим
Традиционно компании, обслуживающие потребителей в офисе, имеют кобрендинговые продукты с вертикальными, а не горизонтальными характеристиками. Компании в сфере услуг, однако, как правило, подготавливают свою продукцию горизонтальным образом, при котором характеристики очередности становятся новым значительным аспектом бизнес-процесса. Изучив достижения компании «Дисней» в области управления очередями, мы осознаем, что у потребителей появляются новые возможности для выполнения нескольких дел одновременно, а именно: покупки или использования других услуг или продуктов в процессе ожидания получения основной услуги. Поощрение такой «многозадачности» может предоставить организациям в сфере услуг важные преимущества.
В данном бизнес-кейсе мы указали, как виртуальные очереди позволяют потребителям выполнять несколько действий одновременно. В нашем будущем исследовании планируется определить способы усовершенствования системы посредством стохастического имитационного моделирования (длина очередей и время ожиданий) и выгодных последствий применения стратегий, описанных в данном документе. Использование такой информации, безусловно, окажется полезным для руководителей предприятий и предпринимателей в сфере услуг, заинтересованных в кобрендинге в целях роста удовлетворения потребителей их услугами и увеличения доходности.