Humber: «Мне некогда думать» или зачем менеджеру нужна рефлексивная практика

 

В качестве старта для серии статей Humber о роли Рефлексии и рефлексивных практик для профессионального развития, мы выбрали статью о возможных видах рефлексии для менеджеров.

В основу материала положены исследования американского врача и учителя, одного из главных теоретиков практической рефлексии Дональда Шона.
В современном обществе не в почёте думать и слушать. Себя… собеседника. Действие – вот что ценится всеми! Мы часто лишены возможности остановиться, серьезно и вдумчиво рассмотреть возникшую проблему. «Встряхнитесь. Начните все заново — смените курс, двигайтесь в ином направлении; приступите к очередным проектам или займитесь чем-то не испробованным.

Исследуйте новые горизонты» — призывают нас все вокруг. От нас ждут конкретных действий, а не долгих размышлений. Нерешительность, даже если она и дает нам возможность добиться лучшего результата, воспринимается как признак слабости. Это понятно. Жизнь требует ответов, а не вопросов.

Иначе говоря, никому не интересны ваши проблемы, всем нужны готовые решения. Здесь и сейчас. Но не стала ли повышенная активность нашим «наркотиком», способом, который позволяет забыть про истинные желания и стремления? Не заменило ли нам вечное движение саму мысль?

Возможно, вы уже знаете об исследованиях Дональда Шона, «гуру» в сфере разработок моделей обучения и способов запоминания. В середине 1960-х годов Шон являлся одним из учредителей, а в последствии директором Организации по социальным и техническим инновациям. Многие знают Шона как яркого исследователя-практика XX века, создателя и развития особого подхода к обучению.

Рекомендации Шона

Всегда осмысливайте свою деятельность, каждый свой шаг. И не только в моменты, которые заставляют вас делать это: при выборе вуза, работы, увлечений. Ежедневно, мы совершаем множество действий, но всегда ли мы знаем, зачем делаем то или иное, какова цель нашего трудового или другого дня? Всегда нужно знать ответ, не переставать мысленно спрашивать себя об этом. В теории рефлексивного действия Шона речь идет о мысленной активности, к которой необходимо стремится. Только осмысление сможет вам раскрыть все ваши достоинства и таланты, умственные и физические способности.

Мышление должно быть рефлексивным – это одно из основных правил концепции Шона. Как только вы поймете себя и осознаете свои возможности, вы сможете ухватить логику вашей мыслительной деятельности в целом. А вслед за этим придет умение понимать способ мышление окружающих вас людей.

Технический рационализм  как единственная основа профессионального развития

Шон отрицал «технический рационализм» как единственную основу профессионального развития (в то время это был господствующий взгляд на развитие менеджмента). Исследование Шона привело его к фокусированию на процессах формирования значений посредством использования профессиональными менеджерами идей и теорий, проверенных их практикой.

Это подтолкнуло его к исследованию различных измерений и ролей рефлексии для менеджеров.

Он проводил различие между мгновенной, внезапной рефлексией и более неторопливой рефлексией после события. Он называл мгновенную рефлексию «рефлексией во время действия» и последующую рефлексию – «рефлексией после действия». Обе разновидности одинаково важны, хотя играют различные роли в процессе обучения и практике менеджмента.

Рефлексия во время действия зависит от чувствительности к собственным реакциям, когда что-либо происходит. Если эти реакции включают в себя удивление, тревогу, озадаченность или смущение, или есть другие указания на то, что ваши привычные модели мышления играют не в вашу пользу, Шон предлагает сделать паузу, чтобы подумать о ваших предыдущих интерпретациях, которые могли привести к бесполезным действиям с вашей стороны или помешать вам понимать, что происходит.

Когда такого рода моментальный анализ будет вам удаваться, и вы будете лучше понимать свой собственный образ мыслей, вы сможете понимать происходящее иначе и, возможно, поэтому сможете изменять происходящее.

Рефлексия после действия – это процесс, происходящий после события. Такая рефлексия может осуществляться самостоятельно или вместе с другими коллегами, участвовавшими в том же событии. Возможно, такой подход покажется вам ретроспективным и не стоящим времени и усилий, поскольку он сконцентрирован на том, что уже прошло.

Но значение такой рефлексии для вашего профессионального развития заключается в том, что он позволяет вам извлечь уроки из опыта – о чем вы думали и что в этой связи сделали, проделать ряд «мысленных экспериментов» с альтернативными решениями и составить план такого эксперимента, чтобы воплотить его в будущем.

Здесь мы приведем пример анализа проблемы, которая может помочь вам увидеть, как данные виды рефлексии можно использовать на практике.

Пример рефлексии

Вы только что получили крупный новый заказ, который грозит вам нешуточным стрессом и угрожает качеству других текущих проектов. Проведя рефлексию встречи с заказчиком, вы можете задать себе следующие вопросы:

  • почему я принял этот дополнительный заказ?
  • действительно ли не было выбора? или я испугался потерять клиента?
  • насколько правильным было мое предположение о реакции моих близких на эту проблему?
  • отказались ли другие исполнители от этой работы? К чему это привело?
  • если это неспособность сказать «нет», возможно, мне стоит подумать о том, как этого избежать в будущем?
  • возможно, стоит мысленно перебрать способы сохранения права на разумный баланс личной жизни и работы, чтобы предотвратить перегрузку в будущем?
  • поскольку я все же согласился, как бороться с перегрузкой?

Это простой пример рефлексии. Более основательная рефлексия, возможно, привела бы к тому, что вы задали себе вопрос о причинах, по которым вы продолжаете работать в таком ритме и служит ли работа важнейшим приоритетам и жизненным целям.