Ученым можешь ты не быть, но знать теорию обязан

Humber: Ученым можешь ты не быть, но знать теорию обязан

 

Атрибут века – инновационность, которая присуща любой практической деятельности.

Любой. Даже вашей. И не спорьте!

Вы можете быть инженером, врачом, адвокатом, менеджером, бухгалтером или педагогом вам непременно придется постоянно соответствовать требованиям новой экономики. Иначе вы всегда будете плестись сзади и дышать пылью, вырывающейся из-под ботинок ваших более смышленых коллег и конкурентов.

Но каким в веке информационных технологий должен быть успешный профессионал?

Определенно высокоинтеллектуальной личностью, имеющей такие качества как инновационность и творчество.

На современном рынке в конкурентной борьбе побеждают творческие единицы, способные к саморазвитию и осуществлению инноваций. И не так важны сегодня фундаментальность знаний, приобретенных вами в университете, так как эти знания постоянно изменяются и устаревают (теперь припомните сколько лет назад вы закончили вуз). Главным становится стремление совершенствовать свои знания и навыки в разных областях жизнедеятельности, обеспечивать свой профессиональный рост, постоянно адаптироваться к новым условиям функционирования рынка труда.

Если вы не приучены к теоретическим исследованиям и методическим поискам, к экспериментам и к непрерывности своего образования, вы неизбежно превратитесь в закоренелого догматика.

Вы все чаще ловите себя на мысли, что для эффективной работы вам не хватает теоретических знаний? Часто задумываетесь, что вам необходимо повысить уровень своей теоретической подготовки?

Вы не одиноки в своих желаниях.

По статистике устремление практических работников всех рангов к науке, к научным исследованиям сегодня является общемировой тенденцией.

Речь идет прежде всего о необходимости приобретения навыков научного мышления. Всем хочется мыслить системно и логически, широко видеть проблемы и возможные последствия их решения. И, очевидно, главное, зачем нужны навыки научной работы – умение быстро ориентироваться в потоках информации и создавать новые модели – как познавательные (научные гипотезы), так и прагматические (практические).

Ключевой фигурой рыночной экономики является профессионал, успех деятельности которого зависит от его желания и способности идти на риск; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком, нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности.

Наиболее общее требование к профессионалам сегодня: способность воспринимать, оперировать и анализировать информацию.

Чем сложнее профессиональные задачи, тем важнее уровень профессиональной компетентности человека, прежде всего его общенаучной компетенции.

  • Перечисление всего, что сегодня нужно уметь настоящему профессионалу может занять несколько страниц. Вы должны:
  • уметь ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
  • применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств);
  • проводить комплексные эмпирические исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и социальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов;
  • понимать роль науки в развитии цивилизации и техники и связанные с ними современные социально-экономические проблемы;
  • работать с профессиональными программными средствами и многое другое.

Вам кажется, что все это вам не нужно?

Зря вы так думаете. Предлагаю оглядеться вокруг. Нет ли кого-то рядом с вами, кто успешнее и удачливее, кто постоянно получает продвижение по службе, кто работает результативнее вас и получает больше? Скорее всего, ответы на эти вопросы будут положительными. И что бы вы не приписывали причинам его успешности, он как минимум компетентнее вас.

Да-да. Компетентнее, а не удачливее. А ядром понятия «компетенция» как раз и является способность к практическому применению ваших теоретических знаний и умений. Компетенции – это не только «знаю, умею», но и «делаю» так, чтобы это соответствовало вашим целям. Есть такая модель «know, can do». Так вот мало знать и уметь, надо делать.

Аспекты, которые включает в себя сегодня компетенция профессионала

Мотивационно-ценностный

Что это значит? Вы должны быть ориентированы на достижение успеха в профессиональной деятельности. Понимать зачем и как вам использовать «науку» в вашей профессиональной деятельности. Постоянно развиваться и расти профессионально, что подразумевает и совершенствование вашей теоретической подготовки.

Когнитивно-операциональный

Вы должны уметь избирательно использовать и креативно проявлять свои знания и умения при решении профессиональных задач. Знать способы получения научной информации и ее передачи. Регулярно пополнять свои научно-теоретические знания о профессиональной деятельности и общенаучные умения – исследовательские, проектные, прогностические, аналитические.

Рефлексивно-оценочный

Важно уметь сознательно контролировать результаты своей профессиональной деятельности и уровень собственного профессионального развития. Постоянно анализировать личностные достижения. Быть способным к инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов своей деятельности.

Выводы

Хотите вы этого или нет, наука и научно-исследовательская деятельность становятся неотъемлемой частью любой практической деятельности, повышается роль научных методов в решении рядовых управленческих проблем и непосредственно влияет на вашу конкурентоспособность. И если вы все еще думаете, что наука – это «не про вас», тогда вы отстали от жизни.

Не пора ли ее догонять!?