Задача ученого — производить новое знание и сделать это знание достоянием человечества.
Для этого ученые работают, хотя не многие из них столь торжественно определяют свою миссию. Им просто нравится узнавать новое, при этом не все, что мы производим, является действительно новым и важным. Со временем все лишнее отсеивается, а истинно новое входит в учебники, монографии, энциклопедии и т.д.
Однако все это может не случиться при жизни ученого. Текущий вклад ученого в науку сейчас принято оценивать с помощью простого, но не бесспорного критерия — индекса цитирования, то есть числа цитирований трудов ученого в литературе.
Действительно, если вас не цитируют, значит, никакого вклада в науку вы не сделали. На самом деле не все так просто. О вашей работе могут вспомнить через несколько лет, как это нередко бывает. С другой стороны, кто-то с помощью коллег и самоцитирования может значительно нарастить свой индекс, но это не имеет ничего общего со вкладом в науку.
Так или иначе, индекс цитирования приобрел неоправданно большое значение на Западе и сейчас принимается на вооружение в нашей стране. Это означает, что нужно публиковать как можно больше (publish or perish) и добиваться максимального цитирования, чтобы не потерять работу и получать средства (гранты), необходимые для проведения исследований.
Например, вы сделали хорошую работу и отправили ее для публикации в журнал с высоким импакт-фактором, преодолели сопротивление рецензентов, и — ура! — работа напечатана. Означает ли это, что ваша работа будет широко цитироваться? Вовсе нет. Дело в том, что научные территории, равно как и все другие, фигурально поделены между различными группами (кланами), в данном случае научными. Эти кланы могут быть расположены в различных странах, но они обмениваются между собой студентами, постдоками, проводят совместные исследования и пр. Фактически лидеры этих кланов определяют тематику конференций и ведущих докладчиков. Представители этих кланов также в значительной степени контролируют и редакции соответствующих журналов.
Методы повышения индекса Хирша
Сейчас интернет заполнен рекомендациями, как повысить свой индекс цитирования. Ниже я выборочно привожу рекомендации крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций elibrary как повысить индекса Хирша:
- публиковать оригинальные статьи высокого научного и практического уровня, на которые охотно бы ссылались другие авторы;
- публиковаться в соавторстве с коллегой, имеющим высокие наукометрические показатели;
- при направлении публикации в англоязычные издания давать ссылки на собственные статьи, опубликованные в переводной литературе;
- увеличить обмен ссылками с коллегами, а также самоцитируемость.
Первый пункт совершенно бесспорен. Надо писать хорошие работы.
Метод, указанный в пункте два, пользуется определенной популярностью, хотя и выглядит несколько сомнительно с этической точки зрения. Действительно, зачем коллеге с высоким индексом публиковаться с вами? Значит, вы предлагаете ему то, чего у него нет, или, по-другому, предлагаете ему себя. Однако если ваши предложения или идеи представляют собой нечто ценное, то они перехватываются этим высоко цитируемым коллегой, и вы остаетесь ни с чем.
Пункт третий может немного помочь.
Самый реальный и недорогой способ повысить свой индекс научного цитирования, на мой взгляд, именно четвертый способ, т.к. взаимный пиар или обмен ссылками. Если вокруг вас будет группа людей, систематически печатающих хорошие работы в хороших журналах, шансы на то, что вас заметят и будут цитировать, значительно увеличатся.
Но как обеспечить этот самый взаимный пиар?
Прежде всего, необходимо разработать PR-стратегию.
PR имеет универсальные цели и задачи в продвижения бренда. Конечной же целью PR-стратегии являются улучшение имиджа ученого и повышение научной репутации.
PR-стратегия является совокупностью последовательных действий, направленных на построение результативных связей с целевой аудиторией.
Представителями вашей аудитории могут быть:
- потребители – реальные/потенциальные заказчики;
- партнеры – другие исследователи и исследовательские коллективы;
- лидеры мнений – ученые, к мнению которых прислушивается бОльшая часть целевой аудитории.
- СМИ – все виды средств массовой информации (Интернет, телевидение, печатные издания и т.т.).
Возможности социальных сетей, блогов, различных площадок и онлайн-СМИ позволяют обеспечить полноценную работу по развитию PR-стратегии вашего индивидуального бренда. Понятие PR-стратегии в Интернет уже давно стало не уникальным, а весьма эффективным инструментом налаживания коммуникации с целевой аудиторией и соответствующего повышения продаж.
PR-стратегия имеет очень гибкую структуру. Если говорить в очень широком смысле, существует три магистральных направления, по которым выстраивается PR-работа: вы как преподаватель, вы как ученый и вы как эксперт.
Такой многоуровневый PR:
- поддерживает и продвигает диалог между наукой и обществом, учеными;
- способствует научной дискуссии;
- поощряет ученых говорить о себе, своих мотивах и их работе;
- гарантирует, что информация обрабатывается и передается таким образом, чтобы она отвечала потребностям конкретных целевых групп.
Как пиарить себя:
- совместно с коллегами публиковать научные статьи и доклады на актуальные научные темы;
- цитировать самые интересные работы в релевантных статьях своих партнеров и коллег;
- заняться брендингом:
- создать и поддерживать ваш профиль в сетях профессиональных контактов;
- создать персональные веб-страницы и вести блоги;
- учувствовать в PR-акциях, способствующих повышению вашего имиджа и формированию персонального бренда.