Как написать научную статью

Как написать научную статью

Елена Брагина

 

Здравствуйте, мои уважаемые студенты, аспиранты, преподаватели и другие мученики от науки.

Сегодня я отвечу на вопрос, который мучит многих студентов и аспирантов: реально ли написать научную статью?

И не просто статью, а статью, которую примут в серьезный научный журнал из Перечня ВАК, например.

Отвечу сразу, для любителей читать только начало и конец рассказа.

Да!

Реально.

И что самое главное, я могу вас этому научить.

НО для начала имеет смысл поговорить о том, зачем нужно тратить свое время, и вместо того, чтобы сидеть в соцсетях и лайкать картинки с котиками, и что-то писать.

Зачем писать научную статью

Во-первых, студентам нужно участвовать в исследовательской деятельности кафедры в рамках образовательной деятельности вуза. Это уже стало обязанностью каждого. Поэтому хотите вы этого или нет, рано или поздно за вами «придут» и заставят. Надеяться на то, что до вас не доберутся злые методисты глупо. ТАМ будут все.

Во-вторых, магистрантам необходимо опубликовать несколько статей в журналах, входящих в РИНЦ, для защиты магистерской диссертации. Кроме того, в некоторых случаях результаты диссертации требуют апробации. В этом случае необходимо их обнародование, в т. ч. в виде доклада на конференции (очной или заочной).

В-третьих, аспирантам… про них отдельный разговор. Нужно опубликовать минимум три статьи в журналах, входящих в Перечень ВАК, а с 2019 года – и в журналах из реферативной базы СКОПУС. Но про это – отдельный разговор.

Так что хотите вы или нет, если вы студент, магистрант или аспирант, вы должны писать и публиковать научные статьи и уметь это делать.

Сложно ли написать то, что кто-то возьмется опубликовать?

Да. Сложно.

На этих словах кто-то бросил читать эту статью и продолжил лайкать кошечек, а для тех, кто еще не впал в отчаяние, я продолжу: сложно, но… можно.

Можно дать сотню советов, но я не буду этого делать. Лучше открою один секрет.

Цитата: Чтобы самому написать хорошую такую статью, нужно немного постараться.

Вы же не сразу научились плавать. Сначала вы научились тонуть. Ну, вот. Вот, и писать статьи вы сразу не сможете. Поэтому не ждите от чуда. Почти все будет зависеть от вас.

Вы должны быть: а) упрямыми и б) решительными.

Но и это еще не все.

Хотите получить на выходе хорошее исследование, которое оценят ваши коллеги и научный руководитель? Нет ничего невозможного для человека… с интеллектом. Но написание хорошего исследования, по сравнению с плохим, включает в себя одну вещь. Работа. Никто не хочет слышать это слово, но, бьюсь об заклад, если взять две любых исследований наугад, автор лучшего из них работал больше и усерднее. Будь-то разработка темы, теоретическое исследование или проведение эксперимента, да, что угодно… Научный труд – это работа. И самое противное, что часто эта «работа» вас ждет после работы. Звучит ужасно?

Соглашусь.

Но, подождите минутку, вы зашли на этот сайт, а это значит все не так страшно! Ведь если вы подумываете писать статью самостоятельно, то вы точно человек решительный. Осталось только взять себя в руки, проявить упрямство и … узнать, как это делается.

Цитата: Как в свое время пошутил сэр Уильям Сомерсет Моэм: «Есть 3 главных правила написания хорошей статьи. К сожалению, никто их не знает».

Я очень люблю Моэма, но согласиться с ним не могу. По крайней мере в части написания научных статей.

Вместо того, чтобы «думать о написании», я предлагаю вам начать работать.

Помните, что работа над статьей – это стресс для любого новичка, особенно, если вы не уверены, что вы делаете или как организовать свое время в случае дедлайна.

Методический подход

Методический подход к процессу написания научной статьи поможет вам разложить задачу на подзадачи по этапам исследования:

  1. Определение названия статьи / области, предмета исследования.
  2. Исходные данные – сбор литературы и информации, которые, по вашему мнению, будут иметь отношение к проекту с целью формирования вашей позиции по вопросу — аргумента.
  3. Ваши исследования (теоретические исследования, эксперимент) – сужение фокуса ваших исследований и подробное изучение источников, которые имеют отношение к вашим аргументам.
  4. Планирование – составление подробного плана того, о чем вы будете писать, в каком порядке и как будут связаны разные разделы статьи.
  5. Написание – «превращение» вашего плана в статью.

Если обобщить написанное, вы должны выполнить шаги 1-5 (рисунок), чтобы организовать процесс своей работы.

План написания статьи

Если на каком-то этапе написания вы застряли, задайте себе вопросы следующие вопросы.

Q1: «Я знаю, о чем хочу написать?»

Если ваш ответ «ДА», переходите к этапу «2».

Если — НЕТ, дайте себе время подумать о том, что вы изучили по теме исследования, вернуться к заметкам, сделанным вами на занятиях, вспомнить о проблемах, с которыми вы сталкивались по работе, и принять решение о той области, которая вас интересует.

Q2: «Есть ли у меня своя точка зрения на проблемы?»

Если ваш ответ «ДА», перейдите к этапу «3».

Если — НЕТ, потратьте больше времени на чтение, расширьте область поиска и соберите литературу и информацию, которая поможет вам понять, ЧТО вы можете привнести нового в решение проблемы — разработать аргумент.

Q3: «Понимаю ли я, как моя авторская позиция (мои аргументы) соотносится с существующими исследованиями?»

Если — ДА, перейдите к этапу «4».

Если — НЕТ, прочитайте и подумайте более подробно о тех ресурсах, которые вы нашли на третьем этапе. Делайте краткие заметки о том, как найденная информация соотносится с вашей позицией.

Q4: «Есть ли у меня хороший план того, как представить свои аргументы в контексте соответствующих источников и литературы?»

Если — ДА, перейдите на этап «5».

Если- НЕТ, потратьте еще немного времени на размышления о том, как источники, которые вы определили, как релевантные, соотносятся с вашим мнением. Поддерживают ли они ваши аргументы? Как они поддерживают их? Выступают они против вашей позиции? Как вы можете (если можете) это преодолеть?

Если вы отвечаете «ДА» на вопросы 1-4, то вы можете начать работать над статьей, постепенно «превращая» план и свои заметки в отдельные абзацы и параграфы.

Обратите внимание, что непосредственно само написание статьи – это всего лишь один из пяти этапов работы. Большая часть вашего времени, вероятно, будет потрачена на проведение исследования и попытки «придумать» собственную позицию, аргументировать ее. Именно понимание вами ценности авторского (вашего) подхода и структуры исследования лежат в основе успешной работы.