Как раз и навсегда «понять» философию

Мераб Мамардашвили: Как раз и навсегда «понять» философию

Елена Брагина

 

Всем, кто ненавидел историю философии, посвящается.

Сегодня мы не будем говорить о менеджерах. Речь пойдет не о тех, кто зарабатывает себе репутацию бизнес-гениев на рынках товаров и услуг. Оставим мир материального на следующий раз. У нас еще будет время.

Предлагаю «замахнуться» на мир духовный — поговорить о философии, посмотреть небольшой документальный фильм1 и прочитать несколько страниц прекрасной книги о философии, в которой вы (как не странно) все поймете.

Я расскажу вам о мыслителе, лекции и книги которого однажды перевернули мое представление о философии. Навсегда.Прочитать отрывок из книги «Как я понимаю философию»

Вслед за чередой малопонятных притчей, нудных концепций и теорий, обрушившихся на меня со всей своей мощью накануне сдачи кандидатских экзаменов, появился свет истинного знания, ранее погребенного под тоннами псевдофилософской макулатуры.

Этим светом стала книга Мераба Константиновича Мамардашвили «Как я понимаю философию».

Книга, сама по себе потрясающая, произвела на меня колоссальное впечатление. С самых первых страниц ее со мной заговорил «Мыслитель». Его слова понятные и точные, обращенные «именно» ко мне, занозой застревали во мне, преследовали эхом многодневной рефлексии и наконец становились моими словами. Книга привела меня в движение. Я как заведенная часами читала, писала и рассказывала всем, кто готов был слушать, о книге, которая стала моей наградой за часы, потраченные на бессмысленную зубрежку философских текстов, страдания непонимания, ощущения собственной косности и тупости перед гениальностью великих мыслителей.

Почему мне не дали эту книгу 15 лет назад?

Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия.

Аллилуйя!

Грузинский Сократ

Я не стану пересказывать вам биографию Мераба Константиновича Мамардашвили. Откройте Википедию и прочитайте: «родился в Гори, окончил МГУ, доктор наук, профессор» — даты и факты, звания и регалии, перечисление научных трудов… Это все не о том.

Выдающийся советский мыслитель, он прожил трудную жизнь, полную гонений, но никогда не боялся говорить. Он был образцом честности и искренности в мышлении. Философ-феноменолог он сам был феноменом. Сократом XX века, о котором сегодня знают лишь единицы.

Теперь вы тоже о нем знаете, а значит можете приобщиться к наследию, которое оставил после себя этот гениальный человек, «который очень любил солнечный свет», и понять его философию. Чтобы создать свою.

Как же «понять» философию

Начните с малого, но уже сегодня.

Найдите в своем расписании время на то, чтобы:

1. Посмотреть небольшой фильм о Мерабе Константиновиче (Программа «Острова», Культура)

 

 

2. Прочитать отрывок из книги «Как я понимаю философию»2, где Мамардашвили сам отвечает на этот вопрос. Просто и понятно. И, как мне всегда казалось, с любовью. К каждому, кто захотел его услышать. У Мераба Константиновича своеобразная структура фразы – всегда очень точная и ясная. Говоря о важном, он начинает с примера, вокруг которого потом распространяет другие примеры — до тех пор, пока ты не усвоишь чего-то одного, он не переходит к другому.

 …философом является каждый человек — в каком-то затаенном уголке своей сущности…Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание…Иными словами, философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Это просто умение отдать себе отчет в очевидности — в свидетельстве собственного сознания…

Для тех, кто каждый раз с содроганием вспоминает свой кандидатский минимум по философии, советую прочитать его Лекции по античной философии. Стыдно признаться, но некоторые «вещи» я поняла только после того, как мне их объяснил Мераб Константинович.

Мамардашвили рассказывает про античную философию «как историю попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя». Тогда при встрече с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для вас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, вы сможете оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста. Так как проблема не в том, чтобы прочитать и потом помнить текст, а в том, чтобы суметь высказать мысль, содержащуюся в нем, как возможность актуального, теперешнего мышления людей XX века.

 

Вот и все на сегодня. Учитесь новому, читайте и философствуйте, черпайте энергию из книг гения, до которых (о, счастье!) так легко дотянуться.

Хотеть жить — это хотеть занимать еще точки пространства и времени, то есть восполнять или дополнять себя тем, чем мы сами не обладаем.