Humber: Что такое креативность

 

По мнению Тины Силиг, автора книги о том, как быть креативным «Разрыв шаблона» именно творчество позволяет уверенно процветать в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей совершенствования своих профессиональных навыков.

Оглянитесь, и вы увидите, что новаторы добиваются успеха во всех областях, от науки и техники до образования или искусства.

Как они находят свои идеи? Можно ли стать креативным? Когда нужно быть креативным?

В этом цикле статей о креативности мы попытаемся обобщить все те знания и навыки, с помощью которых вы сможете научиться в любой момент использовать свои возможности для творческого решения возникающих проблем.

Вы узнаете:

  • Что такое креативность
  • Зачем думать креативно
  • Кто креативен
  • Как быть креативным
  • Когда быть креативным
  • Где проявить креативность

Так что же такое креативность?

Творчество – это процесс создания чего-то нового. Творчество требует страсти и приверженности. Это приводит к осознанию того, что раньше было скрыто и указывает на новую жизнь.

Творчество – это неисчерпаемый возобновляемый ресурс, которым можно пользоваться в любое время. В детстве мы непроизвольно опираемся на воображение и любопытство в попытках осмыслить сложный окружающий мир. Мы экспериментируем абсолютно со всем: бросаем предметы, чтобы увидеть, как далеко они долетят; стучим по ним, чтобы узнать, какие звуки они издают; трогаем все вещи, до которых можем дотянуться, чтобы определить каковы они на ощупь. На кухне мы смешиваем случайные ингредиенты, чтобы испытать новые вкусовые ощущения, устраиваем игры с друзьями и пытаемся вообразить жизнь на других планетах. По сути у нас есть и способности и уверенность; и взрослые поощряют творческие порывы, создавая среду, подогревающую наше воображение.

Считается, что становясь взрослыми, мы должны быть серьезными, упорно трудиться и быть продуктивными. Все больше и больше внимания уделяем планированию и подготовке к бедующему, чем экспериментам и исследованиям в настоящем. Пространства, в которых мы работаем отражают эти новые приоритеты. При таком внешнем давлении и способе обмена сообщениями мы парализуем работу естественного любопытства и творческого потенциала, поскольку силимся донести то, чего от нас ждут. Мы отказываемся от игр и сосредотачиваемся на производстве, меняем воображение на претворение в жизнь. Трансформируется наше отношение – и увядают творческие способности потому что мы учимся осуждать чужие идеи и упускать новые свои.

Хорошая новость: наш мозг создан для креативного решения проблем и природную изобретательность, как выявить, так и усилить довольно легко. За миллионы лет из небольшого скопления нервных клеток с ограниченной функциональностью он развился в сказочно сложный орган, идеально подходящий для внедрения инновационных идей. Этот высокоразвитый мозг постоянно оценивает меняющиеся условия внешней среды, смешивая и сопоставляя ответы, подгоняя их под ситуацию. Каждое предложение, которое мы произносим, уникально; каждый разговор отличается от другого; каждое решение мы принимаем согласно собственной воле. Возможность придумывать множество новых ответов на вопросы окружающего мира – постоянно напоминание: мы рождены изобретательными.

Нам приятно узнавать новую информацию. Об иерархии центров любопытства в мозге, этапах обработки информации и связи исследовательского поведения с положительными эмоциями очень интересно рассказывает доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин.

Лауреат Нобелевской премии по нейробиологии Эрик Кандель говорит, что мозг – это творческая машина. Похоже, количество и качество идей управляется лобными долями мозга, расположенными сразу за лобной костью. Предварительная фаза исследования, проведенного Чарльзом Лимбом из Университета Джона Хопкинса показывает: когда вы творите отвечающие за самоконтроль части мозга в буквальном смысле отключаются. Лимб изучал мозговую деятельность джазовых и рэп-музыкантов с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, измеряющей метаболическую активность в различных областях мозга. Поместив испытуемых в сканер, исследователь просил каждого сочинить небольшую импровизацию. Во время исполнения этих мелодий серьезным образом снижалась активность участка лобных долей, который, как полагают, ответственен за принятие решение. Это означает, что во время творческого процесса мозг прекращает обычное подавление новых идей. Для большинства видов деятельности важен высокий уровень самоконтроля, поэтому вы не произносите все, что приходит вам в голову и не делаете все, о чем думаете. Но при генерации идей эта функция только мешает.

Творческие личности по-видимому владеют искусством ее отключения, позволяя идеям течь более плавно и давая волю воображению.

Понятие креативность

Понятие «креативность» кажется достаточно знакомым, но этот термин может пониматься по-разному разными людьми. На вопрос о том, как они понимают данный термин, нам в голову, как правило, приходят следующие слова:

  • новый;
  • новаторский;
  • оригинальный;
  • представление;
  • озарение;
  • умение предвидеть;
  • «нестандартное» мышление;
  • отличающийся;
  • интуиция.

Формальное определение, как правило, включает в себя как минимум две отличительные характеристики: новизна и уместность.
Новизна, указывающая на необычность и оригинальность, неудивительна. Тем не менее следует подчеркнуть, что это не просто оригинальность в абсолютном смысле, но и относительное новшество, то есть любая идея, которая нова для того, кто ее воспринимает.

Вторая характеристика – уместность – может сначала быть недооценена, но она важна, поскольку отображает качество идеи или изобретения. По-настоящему креативные идеи оказывают большое влияние, и люди их считают действительно стоящими: быть другим недостаточно, Вы должны также быть уместным.

Традиционно креативность рассматривалась как некая необъяснимая тайна или как способность, даруемая лишь избранному меньшинству. Позже она всё больше стала рассматриваться как навык ментальной гибкости, которому можно научиться, а для получения творческих результатов стали применяться специальные техники. Кроме того, роль уместного опыта и внутренней мотивации стала оцениваться в более полном объеме. В то время как данные теории приписывают источник креативности индивиду, современные исследователи переключили свое внимание на роль социального контекста и влияние, оказываемое рабочим климатом и окружением на потенциал креативности людей в организациях.

Поэтому если организация хочет поощрять более креативное мышление, она может поставить задачу найма креативных людей или, что более прагматично, постараться обеспечить такую обстановку, которая будет благоприятствовать креативности и поддерживать своих сотрудников в направлении развития творческих способностей, техник и опыта.

Креативность – это не только «мышление» как преднамеренное и рациональное интеллектуальное действие, но и интуитивные (даже неосознанные) ментальные процессы и состояния, а также социальные взаимодействия. Если мы хотим взращивать креативность в нас самих или других людях, это может в определенной степени стать вопросом ментальной ориентации и отношения. Креативность основывается на восприятии возможностей – признании того, что мир или какая-то его малая часть может быть иной, в сочетании с желанием осуществить какое-либо изменение.

Читайте далее:

Зачем думать креативно

Кто креативен

Как быть креативным

Когда быть креативным

Где проявить креативность