Правильный мозговой штурм - советы от Тины Силиг

Правильный мозговой штурм: советы от Тины Силиг

В одной из прошлых статей, главный редактор Humber Елена Брагина поделилась своими впечатлениями о книге Тины Силиг (Tina Seelig) «Разрыв шаблона.

Сегодня мы решили более подробно рассказать вам о технике мозгового штурма и подходах, которые применяются для его проведения.

Мы разберем следующие авторские подходы:

  1. «классический мозговой штурм» Осборна,
  2. «мозговой штурм от Тины Силиг»,
  3. «негативный мозговой штурм» Вайтинга.

Классический мозговой штурм

Здесь описывается классический метод мозгового штурма Осборна в том виде, в каком он появился в 1930-х годах. Сейчас его воспринимают как фазу «поиска идей» в рамках более масштабных процессов. Классический мозговой штурм основывается на двух принципах:

  • Отсрочка вынесения приговора идее. Креативное мышление и критическое мышление одинаково важны, но должны держаться отдельно друг от друга. Осборн утверждал, что при критическом мышлении принятие любых решений должно быть отложено.
  • Из количества рождается качество. Во-первых, поток идей стимулирует появление еще большего количества идей. Во-вторых, идея должна быть четко сформулирована, чтобы можно было оценить все ее достоинства, а великолепные идеи – редкость, то есть чем больше вы формулируете, тем выше по статистике шанс найти одну из них.

Эти два принципа приводят нас к четырем практическим правилам.

  1. Критика исключается. Это правило соответствует принципу отсрочки вынесения приговора идее и является самым важным из всех четырех. Оно исключает не только явную критику, но и любые высказывания, вербальные или невербальные сигналы, жесты и действия, которые могут создать критическую атмосферу, или обстановку, которая может показаться хоть одному из участников критической.
  2. Свободный полет фантазии. Выражение идей должно быть свободным. Приветствуется все, что приходит на ум: свободные ассоциации, случайные мысли, образы, забавные ли, табуированные ли, чудные, интересные, скучные, явно пригодные или даже не относящиеся к делу и т.д. и т.п.
  3. Следуй за количеством. Чем больше идей зафиксировано, тем выше шанс найти успешную идею.
  4. Автостоп. Важно не только вносить свои, но и дополнять чужие идеи. Это помогает улучшать и развивать идеи и сплачивает коллектив.

В своем классическом виде данная методика может выглядеть следующим образом:

  1. Задолго до встречи выбирается подходящая формулировка проблемы и отбирается и приглашается группа из пяти-десяти участников.
  2. За два или три дня до встречи они получают раздаточный материал с информацией о предпосылках проблемы, формулировкой проблемы, информацией о том, как будет проходить мероприятие, и четырьмя основными правилами мозгового штурма.
  3. Помещение подготавливается заранее. Регистратор готовит запас фломастеров и чистой бумаги для плакатов или флипчарта и т.п.
  4. Встреча начинается с обсуждения формата мозгового штурма, перечисления четырех правил и разогревающего штурма (на тему, не относящуюся к проблеме).
  5. Регистратор готовит новую партию бумаги для записей. Формулировка проблемы оглашается, дается немного времени для вопросов в целях разъяснения непонятных моментов. Повторяются четыре правила.
  6. Участники оглашают идеи по мере их появления, а регистратор их записывает. Координатор следит за соблюдением четырех правил. Важно, чтобы регистратор записывал все идеи (даже сказанные «в сторону» или в шутку) словами сформулировавшего или в общепринятой преобразованной форме. Полезно, если каждый будет озвучивать идеи четко и в темпе, позволяющем регистратору их зафиксировать. Как правило, предпочтительно, чтобы регистратор не участвовал в обсуждении, впрочем, в малых группах он может быть задействован.
  7. Завершите процесс, когда поток идей начнет иссякать, – определенно не позднее, чем через 30 – 40 минут с момента начала обсуждения.
  8. В качестве отдельного занятия сравните, отсортируйте и обсудите сгенерированные идеи любым удобным способом, обеспечив всех участников копиями результатов мозгового штурма.

Несмотря на то что принцип Осборна составляет основу многих новых креативных методик, он работает только в том случае, если все участники и фасилитатор достаточно квалифицированы и психологически совместимы. Разнообразный состав группы может снизить ее эффективность.

Подход № 2. Авторство принадлежит Тине Силиг (книга «Разрыв шаблона»)

Тина, как можно сделать вывод из его содержания, предлагает доработанный классический подход к мозговому штурму, основанный на ее исследовательском и преподавательском опыте. Она устанавливает ряд требований к проведению мозгового штурма. Вот они.

Как выглядит помещение

Мозговой штурм очень похож на танец. Как и в танцах, участникам нужно достаточно свободного места, чтобы процесс проходил свободно. Во-первых, люди должны иметь возможность двигаться. Участники должны стоять, а не сидеть. Это важно, т.к. стоящий человек ведет себя энергичнее и сильнее вовлекается в процесс. Кроме того, таким образом проще отслеживать движение людей и мыслей.

Также участникам понадобится место для записи своих идей. Самое простое решение – маркерная доска или лекционный блокнот. Пространство для записи должно быть достаточным. Очень часто свежие мысли заканчиваются вместе с местом для записи. Можно расклеить плакаты на стены, а на окна наклеивать стикеры.

Кто участвует в обсуждениях

Очень важно правильно выбрать участников. Нет никакого смысла в том, что просто привести в комнату для обсуждения несколько случайных людей. Все должны быть подобраны очень тщательно. Когда вы приглашаете людей на мозговой штурм, убедитесь, что они придерживаются различных взглядов на проблему, а также обладают знаниями в разных областях. И не забывайте, что те, кто принимают участие в обсуждении, и те, кто принимают решения на основе результатов дискуссии, — абсолютно разные люди.

Размер группы должен быть таким, чтобы получить как можно больше идей и получить осмысленную дискуссию. По слухам, в Facebook при формировании групп для мозгового штурма используется принцип «команда на 2 пиццы» — в мозговом штурме участвуют столько людей, чтобы их можно было накормить 2мя пиццами. Чтобы ваша группа общалась и генерировала идеи, нужно от 6ти до 8ми человек.

Как обозначить тему

Важно сформулировать тему мозгового штурма правильно и дать участникам простор для воображения. Самыми эффективными являются провокационные вопросы. Вместо «что подарить Петру на день рождения?» вы можете спросить: «Как сделать день рождения Петра незабываемым?» Небольшое изменение формулировки полностью меняет и тон, и содержание ответов.

С чего начать

Начать мозговой штурм не всегда легко. Нужно переключиться с ежегодного способа мышления, нацеленного на результаты, в режим генерирования идей, в котором окончательное решение отсутствует. Этот переход можно облегчить короткой разминкой. Для этого существует тысячи упражнений – от игры в слова до написания стихов. Можно начать обсуждение с вопроса, вроде «Как бы выглядели очки, если бы у людей не было ушей?» Такое упражнение подогревает воображение и подготавливает присутствующих к ожидающей их более серьезной дискуссии.

Правила мозгового штурма

Для большей эффективности нужно организовать его по определенным правилам. Главное из них: плохих идей не бывает. Это значит, что участники не имеют права критиковать друг друга. Исследовательскую фазу следует отличать от практической, на которой принимаются решения и распределяются ресурсы.

Важно поддерживать и развивать все идеи. Даже в самой сумасшедшей мысли может быть спрятано зерно будущего изобретения. Нужно генерировать как можно больше идей. Ставьте перед участниками конкретные задачи: придумать 300 сортов мороженого. Если первые 200 сортов будут «ожидаемыми», то последние 100 – самыми интересными и необычными.

Способ избавиться от ожидаемых идей – придумать что-нибудь дурацкое. Можно придумывать самые худшие идеи, приходящие в голову. Таким образом, генерируются идеи, которые никогда бы не появились, если бы участники не сфокусировали внимание на лучшем результате.

Как проходит мозговой штурм

Во-первых, следует удалить из списка возможных решений самые очевидные.

Во-вторых, следует подкидывать участникам провокационные вопросы и подсказки.

В-третьих, следует развивать идеи. Идеальный мозговой штурм – это когда один человек высказывает идею, а другие развивают ее.

Фиксировать идеи лучше нелинейным способом с помощью ассоциативных карт или образных картинок. Одна из них приведена ниже.

ассоциативные карты

Время проведения

Обычно активное обсуждение для продуктивного мозгового штурма длится не более 1 часа. Это значит, что для работы нужно задавать конкретные временные рамки.

Если участники хорошо знают друг друга, имеет смысл проводить краткие сессии по 10-15 минут. Однако лучшие результаты достигаются во время более продолжительного мозгового штурма – 45-60 минут.

Когда мозговой штурм закончился…

… следует проголосовать за лучшую идею. Можно устроить несколько номинаций и обозначить самую лучшую идею, самое эффективное решение, самый бюджетный вариант и т.п.

Обязательно фотографируйте все результаты мозгового штурма. Это позволит тем людям, которые принимают решения, просмотреть и оценить весь массив идей. Иногда то, что кажется бесперспективным, через несколько лет станет многообещающим.

Подход № 3. Негативный мозговой штурм

В негативном (или обратном) мозговом штурме Вайтинга (Whiting, 1958) используется методика генерации идей для создания стимулирующей критической атмосферы вокруг уже существующих идей. Поскольку это требует немалого вложения сил, использовать эту методику рекомендуется применительно к уже составленному списку, а не на начальном этапе обсуждения.

Разбор потенциально возможных неудач особенно важен, когда:

  • идея нова и сложна для реализации и/или существует даже незначительная вероятность ошибки;
  • для реализации требуется длительное согласование действий, каждое из которых обязательно должно быть выполнено правильно, если вы хотите, чтобы вся цепочка работала верно;
  • для реализации требуется большое количество исполнителей, участие ряда подразделений и выполнение многих действий, и/или распределение обязанностей неясно или не поддается вашему контролю.

Проще говоря, негативный мозговой штурм заключает в себе обычный мозговой штурм (или любую другую методику генерации идей) с ответом на вопрос: «Что может пойти не так в процессе реализации проекта?».

Тем не менее по сравнению с другими техниками, такими как Преимущества, ограничения, уникальные характеристики, которые призваны перечислить как сильные, так и слабые стороны, полностью негативный мозговой штурм по тону будет очень критичным. На самом деле данную методику порой называют «разрушительной». Это единственное обстоятельство, при котором такое количество негатива может производить положительный эффект для выработки у исполнителей устойчивости к жесткой критике. Но в таком случае высказанная критика должна быть конструктивной, если цель – все же обучить исполнителя лучше переносить критику, а не заставить его чувствовать себя обескураженным и незащищенным!

Более конструктивный и менее подавляющий подход заключается в следующем:

  1. Устройте мозговой штурм на тему «Как не решить проблему», например, «как действительно что-то испортить во время исполнения X». Обычно это заставляет всех посмеяться. Продемонстрируйте все сгенерированные идеи.
  2. Выделите блок фраз (например, одну идею, высказанную разными словами: «Никому не говорите»; «Не говорите никому, кроме начальства») и подберите антонимы с противоположным значением, так чтобы получились не отрицания, а утверждения. Например, «Чуть позже ознакомьте с этим каждого».
  3. При необходимости повторяйте пункт 2.

Выводы

Если провести мозговой штурм правильно – не важно какой подход для этого использовать (классический, негативный, авторский) – он подстегнет воображение, позволит выйти за рамки привычного и создать что-то по-настоящему интересное и уникальное. Это прекрасный способ поиска нестандартных решений любого уровня сложности. Чем чаще вы будете проводить такие обсуждения, тем легче они вам будут даваться, и тем больше идей сможет генерировать ваша команда.